Биография патриарха Кирилла: детство, молодость, глава РПЦ
Перманентно увеличивающийся рост влияния и значения Русской православной церкви в обществе делает целесообразным изучение жизненного пути её ведущих иерархов.
Патриарх Кирилл — широко известная личность современной России, активная деятельность которого вызывает уважение всего мира. Помимо своих основных обязанностей глава православной церкви вносит вклад в развитие страны, глубоко вникает во внешнеполитическую деятельность и ведет активную благотворительную программу.
На данный момент не существует автобиографии патриарха, нет ещё книг, полно и объективно описывающих его жизненный путь.
Оглавление:
Институт патриаршества в России
Прежде чем приступить к жизнеописанию главы православной церкви, необходимо отметить, что в современных реалиях патриаршество, хотя и имеет долгую историю, все же остаётся сравнительно молодым институтом. После смерти патриарха Адриана в 1700 году, царь Петр I запретил выбирать его преемника, передав функции управления церковью бюрократическому органу, известному как Священный синод. Революция 1917 года возродила чин патриарха, однако в советское время церковь оказалась в угнетённом положении.
Только с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации церкви удалось занять соответствующую нишу в культурной жизни общества. Вместе с тем служителям культа пришлось столкнуться с рядом проблем как исторического, так и современного характера. Именно на решении этих проблем сосредоточились Патриарх Алексий I. I. и его преемник, ныне здравствующий патриарх Кирилл, и во многом наличие этих проблем определило жизненный путь обоих.
Происхождение и детство
Свой день рождения патриарх Кирилл отмечает 20 ноября: на этот день приходится православный праздник иконы Богородицы «Взыграние». Его родителями были простой механик Михаил Васильевич Гундяев и учительница немецкого языка Раиса Владимировна, урождённая Кучина. Впоследствии отец оставил работу и посвятил свою жизнь церковному служению. Родившегося в 1946 году сына он назвал Владимиром.
Предки Владимира Гундяева имеют мордовские корни, но фамилия происходит из тамбовско-воронежского диалектного континуума, от звукоподражательного слова «гундявить» («гундасить», «гундять»), означающего «говорить в нос».
Религия всегда была семейным интересом Гундяевых. В дни тяжёлых гонений на церковь дед будущего патриарха оказался одним из первых заключённых, сосланных в Соловецкий лагерь. Не избежал тюремного заключения и отец. Стремление к вере унаследовали и другие дети Михаила Гундяева: другой его сын, Николай, был настоятелем в одном из Петербургских соборов, а дочь, Елена, возглавляла православную гимназию.
Детство Владимира Гундяева внешне ничем не отличалось от детства остальных советских детей. Он был принят в школу № 2, где прошёл восьмилетний курс обучения. Помимо естественного для всей семьи увлечения религиозными вопросами, Владимир проявлял интерес и к естественным наукам. По окончании восьмилетки он стал картографом Ленинградской геологической экспедиции, совмещая работу и среднюю школу.
Обучение в духовных семинариях
Но религия привлекала его гораздо больше, почему и выглядит логичным его избрание священнослужения в качестве жизненного пути. В 1965 году Владимир Гундяев был зачислен в Ленинградскую духовную семинарию. Он сразу зарекомендовал себя способным учеником, сдавал два курса за один год и продолжил своё обучение в Ленинградской духовной академии.
3 апреля 1969 года Владимир Гундяев окончательно связал свою жизнь с церковью, приняв монашеский постриг под именем Кирилл, в силу чего он навсегда утратил возможность быть женатым. Обряд пострижения произвёл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Под его началом послушник поднимается всё выше: через несколько дней он рукоположён в иеродьякона, а через два месяца — в иеромонаха.
Будущий патриарх Кирилл в молодости и значительно позже отличался усидчивостью и трудоспособностью, прекрасно понимал преподаваемые предметы и тщательно соблюдал устав академии и православные нормы. Об успешном прохождении им академического курса свидетельствует его диплом с отличием и степень кандидата богословия. Молодой иеромонах получал профессорскую стипендию, сразу же был назначен предводителем догматического богословия. К этому вскоре добавляется исполнение обязанностей секретаря митрополита Никодима.
Ранняя деятельность
Следующей ступенькой в церковной карьере будущего патриарха становится сан архимандрита. В новом положении молодой священнослужитель назначается на должность представителя Московского патриархата при Всемирном совете церквей, находящимся в Женеве. Фактически именно с этого момента Кирилл становится заметной личностью в системе религиозных учреждений и иерархии. Его восхождение к высшим чинам набирает скорость.
Так, сравнительно молодым, в возрасте 28 лет Кирилл занимает должность ректора духовных семинарии и академии, где он прежде учился. В новом чине он производит некоторые нововведения, в числе которых можно выделить:
- учреждение специальных регентских классов для послушниц;
- введение обязательных уроков физического воспитания.
Участие в экуменических организациях
Представительство в церковном совете в Женеве стало началом в процессе создания и укрепления связей с зарубежными церковными деятелями. 70-е годы ознаменовались исполнением многих обязанностей, связанных с оздоровлением контактов с различными ответвлениями христианской церкви. Наиболее значимым среди них для Кирилла становится членство в экуменической Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Кроме того, в 1976—1978 гг. он исполняет послушание заместителя патриаршего экзарха Западной Европы.
Карьерный рост в 70-х годах
Исполнение обязанностей в международных церковных организациях не тормозит дальнейшее восхождение Кирилла по ступеням православной иерархии. Из простого перечисления по годам занимаемых чинов видно, что постепенно молодой священнослужитель приобретает всё большее влияние:
- 1976 г.: архимандрит Кирилл рукоположён в сан епископа Выборгского;
- 1977 г.: возведён в сан архиепископа;
- 1978 ознаменован сразу двумя важными назначениями: сначала Кирилл становится управляющим патриаршими приходами в Финляндии, а затем занимает одну из руководящих должностей в Отделе внешних церковных сношений.
Опыт деятельности на должности ректора в духовных образовательных учреждениях тоже не остаётся невостребованным. В 1983 году будущий патриарх ведёт преподавательскую деятельность в аспирантуре Московской духовной академии.
Однако вскоре в успешном восхождении к высшим церковным чинам происходит кратковременный сбой. Как объясняет его сам патриарх, это было связано с его твёрдой позицией в отношении резолюции центрального комитета Всемирного совета церквей, которая осуждала развязывание Советским Союзом войны в Афганистане. Несмотря на требования властей, Кирилл отказался голосовать против принятия этого постановления.
Нельзя не отметить также новую антирелигиозную волну, поднявшуюся по инициативе советского руководства в годы правления Юрия Владимировича Андропова. Так или иначе, но в 1984 году архиепископ Кирилл снят со своих должностей в образовательных церковных учреждениях и переведён в Смоленск. После реорганизации системы управления в 1989 году его чин официально звучит как архиепископ Смоленский и Калининградский.
Деятельность в постперестроечную эпоху
Изменение в позиции советских властей к церкви на фоне гласности и перестройки делает возможным возвращение Кирилла в прежние сферы деятельности. Он вновь входит в состав Отдела внешних церковных сношений, но уже на должности его председателя, что делает возможным членство в Священном синоде. Кризис, охвативший советское общество, выводит на первый план проблемы духовного воспитания и соблюдения нравственных идеалов. Кирилл возглавляет синодальная комиссия по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.
Заслуги Кирилла на этом поприще и успешная деятельность в международных экуменических организациях не остаются незамеченными. Патриарх Алексий I. I. 25 февраля 1991 года личным указом возводит его в митрополичий сан. В этом положении Кирилл проявляет всё большее внимание к нравственному воспитанию дезориентированного после распада СССР общества.
Одним из важнейших шагов в этой области стало создание на Первом канале программы просветительского направления «Слово пастыря», где митрополит Кирилл простым и понятным языком объяснял жителям России позицию церкви по ряду животрепещущих вопросов. Ярко выраженная миротворческая направленность передачи и личная заинтересованность её ведущего в урегулировании спорных вопросов и духовном оздоровлении общества стали причиной её популярности. За свою деятельность митрополит Кирилл был трижды награждён международной Ловийской премией мира.
Отношения с зарубежными церковными предстоятелями тоже не были оставлены митрополитом. Во многом благодаря его усилиям Русская православная церковь смогла наладить сотрудничество с католическим Ватиканом. Не осталась в стороне и проблема оказавшихся после распада СССР в других странах православных приходов: в 90-е гг. при непосредственном участии митрополита Кирилла их удалось удержать в системе РПЦ.
Патриаршество
Со временем митрополита Кирилла стали отчасти иронично называть «премьер-министром русской церкви». Это прозвище вполне отражает его реальное значение. Патриарх Алексий был уже пожилым человеком, часто болел, поэтому вопрос о его преемнике, смогшему закрепить успех и продолжить начатые им мероприятия по укреплению положения церкви в обществе, имел принципиальное значение. Наряду с Кириллом кандидатами в патриархи были митрополит Калужский и Боровской Климент и Филарет — митрополит Минский и Слуцкий.
После смерти Алексия I. I. именно Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего престола и возглавил панихиду по прошлому патриарху. Со значительным перевесом (75% голосов) он одержал победу на Поместном соборе и после интронизации 1 февраля 2009 года стал шестнадцатым Московским патриархом и всея Руси.
Пребывание Кирилла в сане патриарха оценивают по-разному. Очевиден ряд положительных предприятий, в числе которых:
- продолжение укрепления роли и значения церкви в обществе;
- ориентация на упрочение контактов с религиозными организациями других ветвей христианства.
Критика патриарха в обществе
Но критики избежать тоже не удалось. Так, значительную часть общества очень интересует вопрос, сколько зарабатывает патриарх. Определённую роль в этом сыграли появление Кирилла с золотыми часами Breguet на руке (их стоимость — около 30 тысяч евро), а также иск, поданный его сестрой на строительную компанию за нанесение ущерба патриаршей квартире на сумму в 20 миллионов рублей. По мнению простых людей, сан патриарха несовместим с доходами, позволяющими владеть таким имуществом. Порой дело доходит до прямых оскорблений вроде выкриков «гундяй-негодяй» или насмешек над окладистой бородой.
Помимо этого, встречаются обвинения и в криминальной деятельности: ещё в бытность митрополитом Кирилл якобы пользовался налоговыми льготами на импорт и экспорт подакцизной продукции. По некоторым оценкам настоящее состояние патриарха находится на уровне 4 миллиардов долларов, полученных в том числе и благодаря незаконному бизнесу.
На фоне разоблачения преступной деятельности советских спецслужб у некоторых журналистов появились версии о том, что Кирилл, как и многие другие священнослужители, являлся агентом КГБ и в ряде случаев нарушал тайну исповеди. В итоге все эти обвинения оказались бездоказательными.
В ответ на критику главный священник РПЦ, которому недавно исполнился 71 год, неизменно отвечает: злые языки беспокоят его только тем, что таким образом пытаются нанести удар по престижу церкви. Кирилл продолжает, несмотря ни на что, исполнять свои обязанности духовного лидера русского общества, крепко стоит на позиции мира и согласия как внутри православия, так и христианства в целом и в каждой своей публичной речи напоминает о необходимости соблюдения важнейших христианских заповедей.