«Всевидящее Око» икона — значение и в чем помогает

«Всевидящее око» – икона, значение которой тесно связано с культурной историей России. Сюжет ее достаточно молод для русской православной иконографии. Изредка заимствовался из западной иконописной традиции в конце 17 века, стал встречаться чаще лишь в конце 18 столетия под влиянием моды на масонство.

Самостоятельным изображением стал только к началу века девятнадцатого – но так и не признан каноническим: священники не рекомендуют делать его центром своей духовной жизни.

Возможно потому, что это слишком уж древний, языческий пласт сознания образ способен затронуть в неподготовленном человеке. Что безошибочно уловили различные масс-медиа: именно этот образ чаще других можно увидеть в руках или на буклетах оккультистов, «экстрасенсов», «магов» и «колдунов».

Оглавление:

Что означает икона «Всевидящее око Божие» в Православной Церкви




Между тем, образ переводит в зрительный план сразу два основополагающие представления о Боге:

  1. Значение для человека: Господь уподобляется дневному светилу как источник всякого света на земле во всех его символических смыслах – зрению, теплу, жизни, любви, знанию, духовному прозрению, познанию.
  2. Восприятие мира людей Богом: способ божественного ведения — это всепроникающее зрение. Интересно, что именно зрительное восприятие формирует этимологическую основу любого человеческого языка, а значит и наше мышление вообще. Так что зрение – это витальность, жизнь духа вообще.

Центр иконы образуется рисунком вписанного в сферу изображения Иисуса, окруженного словами «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Он испускает сияние и четыре крупных луча, вытянутыми треугольниками, пересекающих вторую и третью окружности, порождаемые центром.

Следующее поле — своеобразная гипербола зрения: четыре глаза на божественном лике с венчающей сферу молящейся Богородицей образуют фигуру равнобедренного треугольника. По границе пишут слова радости праведной души, устремленной к Богу, из первой строчки знаменитой Честнейшей.

Речение очередного окружия дает библейскую метафору священного света, преображающего земное и спасающего от тьмы смерти и греха: «Угль Исайи проявляй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». Здесь исходящие от Спасителя световые лучи завершаются визуальными воплощениями евангельских авторов либо их традиционными условными обозначениями. Это божий эмиссар Матфей, летящий орлом в небо Марк, кроткий телец Лука и духом лев Иоанн.

Заключающая все предыдущие (и рождаемая первой!) сфера четвертая воссоздает усыпанный звездами небосвод, отмеченный присутствием трех серафимов Их может быть изображено и четверо (двое по низу – с рукописями). Горящие любовью к Создателю, они славословят: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Венчает композицию окружие без нижнего сегмента – «Небо небес», где трое шестокрылых ангелов благословляют Саваофа. Испускаемый им Святой Дух голубем опускается на голову молитвенно воздевшей ладони Богоматери. Творец заключен в сияющий ореол, надписанный словами мольбы о ниспослании божественного сияния.

Окруженный облаками, со святым духом на груди в виде кроткого голубя, Господь восседает на символизирующей надежду для людей радуге и его подножие — пламенный ангел с величественно распахнутыми крыльями.

Сакральный изобразительный сюжет словно исполнен сиянием. Является при этом одной из сложнейших изографических композиций: неподготовленному его приходится «читать». То есть рациональное начало должно говорить слишком сильно, заглушая непосредственность религиозного восприятия.

А вот геометрическая организация художественного пространства бросается в глаза сразу: сфера, заключенная в треугольник, образуемый кругами-точками с изображениями евангелистов и Саваофа. А геометрические фигуры эти широко универсальны: слишком легко в них помещается сакральное значение из самых разных духовных практик. Например, достаточно привычные современному образованному человеку египетский глаз Ра или третье око верховного индуистского божества Шивы.

Редакторы сайта рекомендуют ознакомиться со статьей о значении иконы Трех радостей.

В чем помогает молитва перед иконой «Всевидящее око Божие»


За этим сюжетом христианской живописи не закреплено традиционных молитв и славословий. На первое место выступает именно внутренняя устремленность молящегося: обращение должно быть прежде всего искренним, идущим от сердца.

В горе или радости, с просьбой или благодарностью, лик позволяет говорить с Создателем так, будто Он в этот момент глядит прямо на тебя.

Заключение






Пусть и неканонический, лик не расходится со словами Евангелия, приписывающим Господу зрение и всеведение. Так к чему суеверно бояться и замечать прежде всего масонское влияние? Не лучше ли отдать должное еще одной попытке человеческого сознания приблизиться к непостижимому совершенству Творца?

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
загрузка...
Adblock detector