Мужские и женские имена по православному церковному календарю

Как назвать девочку по церковному календарюНа волне возвращения к традициям появилась мода давать имена по церковному календарю. Ни одна христианская конфессия не считает, что выбор имени нужно приурочивать ко дню рождения или крещения, хотя список имен ограничен. Имя важно с другой точки зрения: когда человека крестили, у него появлялся святой покровитель, и празднование его памяти было куда важнее, чем день собственного рождения.

Оглавление:

Откуда все пошло



На этапе раннего христианства никакого канона, по которому следовало бы давать имена, не существовало. Все апостолы и отцы церкви носили те из них, которые были распространены на их родине.

Источники формирования традиции

Как ни странно, но авторами идеи давать имена в честь кого-то были не христиане.

Имя из православного календаряПодобная традиция существовала у иудеев и римлян. Так, в Иудее имя ребенку давали, что называется, осмысленно — то есть исходя из его значения. Трудностей это не вызывало, поскольку иноязычных имен они не носили. Немалое значение имел и семейный обычай, когда мальчиков нарекали в определенном порядке, принятом в конкретной семье. Упоминание об этом содержится в Евангелии, когда речь шла о том, как назвать будущего Иоанна Предтечу. Само имя Иоанн не было принято в семье его отца, о чем родственники напомнили Захарии (отцу). Но он поступил согласно слову, данному Богу.

Популярностью пользовались также имена, даваемые в честь патриархов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова.

В Риме имена мало что значили, поэтому исторических деятелей мы больше знаем по когноменам — третьему компоненту имени, который куда лучше помогал идентифицировать конкретного человека. Преномен давался по семейной традиции, но позже в Рим стала проникать мода на имена, в том числе и иностранного происхождения. Немало способствовало этому расширение пределов империи. Отсюда же взялась и традиция давать имена в честь кого-то.

Советуем Вам также ознакомиться с тем, у каких имен именины в марте.

Раннее христианство

Если проанализировать церковный календарь, можно увидеть, что большинство имен в нем еврейского и греческого происхождения. Это не удивляет, ведь христианство стало распространяться по средиземноморью с востока на запад. Позже среди имен появились и латинские.

Сложно сказать, насколько первые христиане придерживались традиций своих предков. Скорее всего, 12 апостолов или мученики стали для них образцами для подражания в земной жизни, чтобы после ее окончания попасть в Царствие Небесное. Святой, таким образом, становился небесным покровителем человека, носящего его имя.

Когда христианство стало государственной религией Римской империи, четкого канона наречения детей еще не существовало. Это было связано с тем, что такое понятие, как «святой», в то время еще не закрепилось в богословии. Зато число людей, которых позже считали святыми, увеличивалось, и к V веку оформился канон их почитания. В VI веке папой Григорием был закреплен обычай наречения при крещении.

Как бы то ни было, а в эпоху раннего Средневековья дни памяти святых уже стояли в календаре, и число святых продолжало увеличиваться. Происходило это по всему христианскому миру, а на Русь пришла из Византии. Так, князь Владимир был наречен при крещении Василием, но его собственное имя тоже вошло в месяцеслов.

Выбор имени по календарю


Как выбрать имя по церковному календарюДолгое время новые христианские имена на Руси соседствовали с простонародными, причем последние упоминались в документах куда чаще первых. Зачастую христианское имя можно узнать только из литературы. Такое положение вещей было обусловлено языческим сознанием людей. Считалось, что имя, данное при рождении, следует скрывать, поскольку по нему можно на человека навести порчу, поэтому в быту чаще пользовались прозвищами.

До крещения Руси настоящее имя могли позволить себе разве что князья, которым, как считалось, боги благоволят. Отсюда и такая разница между именами простонародья и знати. К этому же обычаю скрывать свое имя восходит и стандартная формула представления «меня зовут», то есть человек представлялся по прозвищу, под которым его знают другие люди.

Имя и закон

Долгое время родители могли сами выбирать имя ребенку исходя из своих предпочтений. В один и тот же день почиталось несколько святых, да и день крещения можно было перенести. Более щепетильно к этому относились в знатных семьях, менее — в крестьянских. У крестьян часто день рождения совпадал с крещением, особенно если ребенок родился слабым. Считалось, что умереть некрещеным — значит, обречь себя на муки. Смертность среди детей до года в то время превышала все разумные пределы, поэтому крестить старались как можно раньше.

В 1890 году указом Синода было предписано давать имя строго по месяцеслову, причем выбор оставляли не за родителями, а за священником. Впрочем, это ни к чему не привело: через 27 лет исчезнет и Синод, и государство, где он имел вес.

Именины, или как некоторые их называют — день ангела, сегодня практически не празднуются. Предпочтение отдается дню рождения.

Структура месяцеслова

Месяцеслов, или, как его называют в простонародье,святцы — богослужебное пособие, в котором указаны дни памяти святых, праздники и особенности чтения литургии в определенные дни.

По сути, все дни церковного календаря — праздники. Весь вопрос в их значительности. Церковь по важности праздников делит их на несколько категорий:

  1. пасха;
  2. великие;
  3. средние;
  4. малые;
  5. вседневные.

При этом не стоит думать, что дни, посвящаемые конкретным святым, непременно относятся к категории вседневных. Так, дни почитания апостолов Петра и Павла, святителя Василия Великого, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи относятся к великим праздникам. На один день приходится, как правило, несколько святых; в некоторых случаях их может быть несколько десятков и даже сотен. Так, через неделю после Троицы празднуется Собор Всех Святых.

Состав имен православного календаря

Как уже было сказано, большинство имен в календаре — иностранного происхождения. Среди них можно уверенно выделить три группы:

  1. еврейские;
  2. греческие;
  3. латинские.

Существуют также другие имена, например, персидские, но их меньше.

Какие имена в церковном календареПервую категорию имен мы можем встретить на страницах Ветхого и Нового Заветов. К таким именам относятся Иаков, Иоанн, Исаак, Захария, Симеон, Илия, Самуил, Елисей, Михаил, Анна, Мария, Лия, Елизавета и многие другие.

Греческие имена — самая обширная категория. Это обусловлено распространением эллинизма в древности, когда греческий язык стал международным в восточном Средиземноморье, и многие люди брали греческие имена. Иногда они существовали вместе с национальными. К числу таких имен относятся Александр, Алексей, Андрей, Василий, Афанасий, Константин, Елена, Евдокия, Зинаида, Феодора и т. д.

Среди латинских можно отметить имена: Георгий, Павел, Сергий, Антоний, Герман, Иннокентий, Клавдия, Марина, Матрона, Наталия, Агриппина, Иулиания.

Христианство пришло на Русь в X веке от греков, поэтому имена, которые вошли в наш обиход, мы знаем по греческой транскрипции. Изначально, когда еще до Христа переводили Ветхий Завет на греческий (он называется Септуагинтой), переводчики не могли найти соответствие ряду звуков. Например, в греческом не было звука [ш]. Позже изменилось произношение и других букв. Так, бета стала произноситься как [в], а эта — как [и].

Кроме того, даже такие буквосочетания давались людям с трудом, особенно в деревнях. Поэтому возникли народные варианты имен и уменьшительные от них, в результате чего конечное производное могло и вовсе не напоминать оригинал. Для иллюстрации стоит привести следующую таблицу.

Оригинал имени Вариант из месяцеслова Варианты народного произношения Уменьшительная форма Зарубежные аналоги
Γεώργιος, [Георгиос] (греческое «земледелец») Георгий Егор, Юрий Гоша, Жора, Гога, Юра и т.д. Хорхе, Джорж, Дьердь, Иржи и т.п.
שִׁמְעוֹן [‏Шимон] (еврейское имя, «услышанный») Симеон Семён Сема Саймон
גבריאל ‎ [Габриэль] (еврейское «сила божья») Гавриил Гаврила Гаврила Джабраил, Джаба, Габор
Hadrianus (латинское имя) Адриан Ондреян без изменений
Iulitta (латинское имя, «маленькая Юлия») Иулитта Улита Уля Джульетт(а)
אלישבע [Элишева] (еврейское имя, «Бог мой — клятва») Елизавета Лисавета Лиза Элизабет, Эльжбетта, Лииса, Эльза, Эржебет
Εὐδοκία, [Эудокия] (греческое имя, «благоволение») Евдокия Авдотья Дуня, Дуся Явдоха, Вивдя (укр.)

Если посмотреть внимательнее, можно убедиться, что подобный процесс адаптации христианских иноязычных имен прошел во многих странах.

Некоторые тонкости

Сейчас вопрос крещения — личное дело родителей ребенка или самого человека, если он решил креститься взрослым. Строгого правила привязки дня крещения к имени сейчас нет, но важность самого имени есть. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  1. имя в принципе должно быть в святцах;
  2. хочется знать, какой святой покровитель у вас будет.

Как правило, имя в документах у ребенка появляется раньше, чем его крестят, а у взрослого и подавно, поэтому крещение можно отнести на ту дату, которая посвящена святому с таким именем. И вариантов здесь масса.

Допустим, назвали ребенка Андреем. Если посмотреть по календарю, то можно обнаружить большое число святых с этим именем; по месяцам это будет выглядеть так:

  1. Выбор женского и мужского имениянварь — 8, 19, 27;
  2. апрель — 28;
  3. май — 31;
  4. июнь — 3, 5, 11, 25;
  5. июль — 3, 17, 22, 25;
  6. август — 17;
  7. сентябрь — 1, 19, 23;
  8. октябрь — 4, 6, 15, 23, 30;
  9. ноябрь — 9;
  10. декабрь — 10, 11, 13, 15.

Итого 27 раз в году, из них 13 декабря приходится на день памяти апостола Андрея Первозванного.

Александр встречается в святцах 39 раз, Михаил — 24, Дмитрий — 63, Артем — 7, Иван — 109.

Среди женских имен можно привести Елену — 9 раз, Анну — 8, Евгению — 3, Ксению — 6, Марию — 19. Что интересно, среди святых с именем Мария нет Богородицы — ее именем называть никого не принято ни в ее Рождество (21 сентября), ни в Успение (28 августа).

Имен по святцам для мальчиков, окажется больше, чем имен по святцам для девочек.

Выбирая себе святого покровителя, стоит, конечно, ориентироваться на его житие в своих поступках, только не перегните палку. Например, если вы крестились 22 мая или 19 декабря и ваш покровитель — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, никто вас не принуждает принять сан, раздать свое имущество пастве, бороться с ересями и спасать моряков. Но попытаться понять его и извлечь некоторые уроки из его жития все-таки стоит.

Если имени нет в календаре

Такое тоже возможно, но ситуация поправима. В таких случаях можно поступить двумя способами:

  1. выбрать каноническую форму имени, если в документах вписан национальный или зарубежный аналог;
  2. сделать перевод и подобрать подходящее по смыслу.

Как выбрать имя по православному календарюПервый вариант подходит тем, у кого имя практически совпадает с таковым из церковного календаря, весь вопрос лишь в его написании и произношении. Так, имена Алина и Алиса имеют вполне соответствующее им имя Александра. Юрий соответствует Георгию, Жанна — Иоанне (16 марта и 19 июля именины).

Второй способ хорош для обладателей имен, никак не связанный с христианской культурой. Чаще всего это национальные имена, идущие со времен язычества, а иногда и сконструированные позднее, в эпоху романтизма. Например, имени Светлана в святцах нет, зато есть целых пять мучениц с именем Лукия (Лусия) и три Фотины, одна из которых, Фотина Самаряныня Римская, приняла пытки и смерть при императоре Нероне.

Иногда переводом можно воспользоваться и по желанию, главное — чтобы в святцах это имя было. Например, имя Виктория встречается там 8 раз, но есть Ника с тем же значением (победа), именины которой приходятся на 23 марта. Принадлежит это имя мученице Нике Коринфской.

Как в старину

Если вы решитесь положиться на случай и крестить ребенка как можно раньше, стоит вспомнить опыт предков. Когда ребенок был здоров, его несли крестить на восьмой день, как Христа когда-то несли обрезать. Диапазон имен среди тех, кто имел привычку выбирать, был от недели перед крещением до недели после.

Вы решили крестить ребенка, родившегося 27 октября. Крещение должно состояться 3 ноября. Вот полный список святых, почитаемых в этот день: Илларион, Дасий, Гаий, Зотик, Феофил, Иаков, Павлин, Аркадий, Анатолий, Никандр, Киприан, Дамиан, Константин, Сергий, Василий, Феодор, Владимир, Николай, Иоанн, Александр, Димитрий, Алексий, Софроний, Неофит. А вот женское имя только одно — Пелагия. Зато на следующий день их целых четыре — Анна, Елизавета, Феодотия и Гликерия.

Таким образом, мужские имена по месяцам представлены в большем количестве, чем женские. По месяцам и дням они распределены неравномерно; есть дни, когда женщины-святые не чествуются. Например, в октябре таких дней 11. Также среди женских имен много редких. Например, Тамара встречается там один раз — 14 мая. Зинаида дважды, 20 июня и 24 октября. А вот Анастасия попадается часто — 15 раз.

Как бы ни была крепка ваша вера, постарайтесь не испортить ребенку жизнь. Не стоит выбирать ему имя с целью оторвать его от общества. Как показывает практика, первое, что сделает обладатель такого имени по исполнении 15 лет — побежит в ЗАГС его менять. Пожалейте его, выберете компромиссный вариант имени.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
загрузка...
Adblock detector