Болгарская Православная Церковь
Болгарская Православная Церковь является одной из древних поместных Церквей: непосредственно Крещение болгар по историческим сведениям было совершено ранее Крещения Руси (988 год) – приблизительно во второй половине ІХ века. Данная автокефальная Церковь занимает восьмую позицию в диптихе Константинопольского Патриархата, а девятую – в диптихе Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Оглавление:
История Болгарской Православной Церкви
Согласно преданию, болгарские земли первыми из христиан посетили апостолы Андрей Первозванный и его брат Петр. Проповедав здесь новую веру, они привлекли к себе множество последователей из язычников и положили основание для развития Христианства в Болгарии.
Исторические данные свидетельствуют о том, что уже в І веке была организована епископская кафедра в городе Варна. Во ІІ веке прибавилось еще две кафедры. А в ІV веке на территории Болгарии трудились некоторые епископы, переводя для народа Священные тексты с латыни. Основным в истории Церкви было Крещение всего болгарского народа по инициативе святого князя Бориса.
Однако не все после Крещения шло гладко: Болгарская Церковь временами чрезвычайно зависела то от Византии, то, из-за неудовлетворенного желания болгарских иерархов создать свою патриархию и вообще организовать независимую каноническую Церковь, принимала покровительство папы. Данный церковный вопрос усугублял отношения между православным Западом и Востоком.
В итоге после Константинопольского Собора, в 870 году, когда произошла дискуссия о том, кому будет подчинена территория Болгарии, князь Борис, вследствие уступок со стороны Византии и стремления последней восстановить покровительство над Болгарской Церковью, решил снова перейти на сторону Востока. Территория Болгарии начала автономно находиться под церковной юрисдикцией Константинополя.
После на территории церковно автономной Болгарии активно начало увеличиваться число епархиальных кафедр. Согласно некоторым источникам, в пределах государства насчитывалось 7 митрополий, в каждой из которых воздвигался соборный храм.
При власти Симеона І болгарами на Поместном Соборе 919 года была провозглашена автокефалия. Кроме этого, Церковь получила ранг Патриархата. Но признание со стороны Константинопольской Церкви Болгария получила не сразу, а только спустя 8 лет, когда государство возглавлял наследник Симеона – святой царь Петр.
Но после завоевания Византией в период военных столкновений с Болгарским царством, в 1018 году, Патриархия и автокефалия была упразднена византийским императором. Вместо этой структуры была объявлена Болгарская архиепископия, которую впервые возглавлял архиепископ Иоанн (славянин по национальности) вплоть до 1037 года. После этого кафедру стали представлять лишь греческие иерархи.
Вследствие национального осеннего антивизантийского восстания 1185 года (или годом позже) братьев-болгар Петра и Асеня в межцерковном пространстве возникла новая церковная независимая структура. Тырновской архиепископией ее начали именовать спустя примерно два десятка лет; в ее подчинение стали находиться 8 епархий. В 1204 году была объявлена уния с Римом, которая была отменена в 1235 году, когда статус Тырновской Патриархии был восстановлен.
В конце XІV века, а именно 17 июля 1393 года, Тырново был оккупирован османской армией: в храме было разрушено множество святынь и храмов; Патриарх Евфимий тогда фактически возглавлял оборону города, но вскоре после этого был выслан, после чего умер спустя примерно девять лет после оккупации Тырново. Православные болгары лишилась своего Патриарха. Вследствие этих событий она снова попала в юрисдикцию Константинопольской Церкви и зависимость от матери-Церкви стала постоянной.
Во второй половине XIX века все сильнее назревали национальные болгарские движения, направленные на то, чтобы получить церковную автономию от Константинополя, потому что богослужебный язык греков был тяжел для понимания православных болгар, родным для которых был церковнославянский. Также «эллинофилия» греческих иерархов препятствовала мирному народному и церковному единению двух народов.
Некоторые из высших иерархов Константинополя шли на уступки Болгарской Церкви, назначая епископов из православных болгар, а не из греков. Но в итоге это не привело к желаемому. Сожалея о единоверных братьях-славянах, Русская Церковь однако не поддерживала возможность борьбы против Константинопольского Патриархата с целью получения автономии болгарам. Немногие иерархи РПЦ понимали стремления поместной Церкви в получении Патриаршества. Официально считалось, что по-своему правы обе стороны конфликта.
В итоге упорной борьбы болгар за свою независимость от Константинополя, в 1860 году болгарские епископы добились от турецкого султана позволения на создание экзархата. В ответ на это в Константинополе по инициативе Патриарха Анфима І был созван поместный Собор, на котором на болгарский экзархат была наложена схизма. Она была снята только по окончании Второй мировой войны; спустя 8 лет Болгарская Церковь получила статус Патриархата.
В 1992 году начался церковный раскол: некоторые иерархи, считая неканоничной интронизацию Патриарха Максима и обвиняя его в связях с коммунистической властью, организовали свой «Синод».
В 1998 году на Всеправославном Соборе в Софии раскольники покаялись; анафема была снята и они снова были возвращены в лоно Истинной Церкви. Раскол был вылечен в 2012 году, когда митрополит Иннокентий покаялся в этом грехе. В 2003 Церковь была признана государством. Через год канонической Церкви были возвращены раскольничьи храмы.
Современное положение Болгарской Православной Церкви
Власть Болгарской Церкви распространяется на всю Болгарию и на некоторые заграничные приходы Европе, Америке и Австралии.
Высшую власть в Церкви представляет Синод в предводительстве Патриарха; членами Синода являются все митрополиты. Синодом решаются вопросы по административной и судебной части. Существует также малый Синод, в состав которого входят 4 митрополита, который раз в 4 года избирают все остальные архиереи Церкви.
Денежные и хозяйственные вопросы Церкви решает Высший Церковный Совет, состоящий из двух мирян, стольких же священнослужителей и еще двух заместителей, избирающихся Церковно-Народным Собором на срок 4 лет.
Вышеупомянутый Собор имеет законодательную власть. В нем числятся все архиереи, а также представители духовенства и мирян.
В состав этой поместной Церкви входят 15 епархий с 22 епископами и более 1500 священниками; насчитывается более 2600 приходов, 120 монастырей и 2 учебных заведения – в Софии и Пловдиве.
Святые и святыни Болгарской Православной Церкви
Среди особо чтимых святых можно выделить подвижника князя Бориса, который крестил свой народ и основал множество храмов; святых братьев, просветителей славян – Кирилла и Мефодия, а также одного из способнейших их учеников – епископа Климента Охридского вместе с его другом – Святителем Наумом.
Святитель Климент активно проповедовал в Кутмичевице, ныне расположенной в Западной Македонии и Южной Албании; около 3500 последователей Святителя Климента были впоследствии тесно связаны с жизнью Церкви: они стали чтецами, иподиаконами и диаконами, священнослужителями и епископами. Кроме этого очень уважаются догматические труды святого, как-то «Слово о Рождестве Христовом», “Похвальное слово о Святой Троице, о сотворении мира и о Cтрашном суде” и другие важные творения. А Святитель Наум организовал Преславскую литературную школу, в которой переводились труды Святых Отцов и создавались оригинальные произведения.
К почитаемым святым причисляется великий подвижник и покровитель болгарских земель, а также основатель всемирно почитаемого монастыря в Болгарии – Преподобный Иоанн Рыльский. Святитель Феодосий Тырновский был учителем будущего Тырновского Патриарха Евфимия; святой Феодосий, подвизавшийся в первой половине XIV века, старался распространять исихазм по всей болгарской земле. Кроме этого он переводил святоотеческие труды с греческого на родной язык.
Духовное образование в Болгарской Православной Церкви
Здесь есть две духовные семинарии – в Софии и в Пловдиве. В этих заведениях, как всем известно, подготавливают священников – будущих церковных пастырей и примерных христиан. Однако не только в этих учебных заведениях можно освоить духовные дисциплины.
В некоторых ВУЗах Болгарии действуют богословские факультеты, где тоже можно получить духовное образование. Такими учреждениями являются Софийский университет святого Климента Охридского, старейший ВУЗе государства, а также Великотырновский университет имени святых Кирилла и Мефодия.
Советуем к прочтению:
Сочинение на тему первый снег
Рассуждение о любви к человеку
Главные герои «451° по Фаренгейту»