Top.Mail.Ru

Греческая Православная Церковь

Греческая правосланая церковь

Греческая (Элладская) Православная Церковь – одна из самых известных и уважаемых по всему православному миру Церквей, которая по численности членов занимает третье место (более 9 миллионов человек) после Русской и Румынской Православных Церквей. Эта поместная Церковь за почти двухтысячелетнее существование родила на свет множество святых просветителей и мучеников, монахов и благочестивых  мирян.

Именно на территории, которая сегодня находится под управлением Элладской Церкви, усердно проповедовали апостолы. В их числе – апостол Павел, посвятивший христианским общинам отдельных областей Греции обширные послания, которые включены в перечень книг Нового Завета.

Оглавление:

История Греческой Православной Церкви

На земли Эллады в середине І века вступил апостол Павел, который привлек к Христу многих язычников: этим он положил основание христианства на этой земле. Апостол Павел, проповедовавший в Македонии среди языческого народа с 49 по 52 годы, основал здесь несколько церковных общин (в Афинах, Коринфе, Филиппах, Фессалониках и в других областях).

Кроме Павла, на территории нынешней Греции проповедовали также святой апостол Иоанн Богослов и святой Прокопий (на Патмосе и Ефесе); святые Марк и Варнава, обратившие к Христу жителей острова Кипр; в Патрах – святой апостол Андрей Первозванный, где принял крестное страдание, а также святой Лука.

Разрушенный греческий правосланый храм

В течение трехсот лет после Воскресения Иисуса Христа на территории Римской Империи очень часто происходили жесточайшие гонения на христиан различного масштаба: порой церковные общины уничтожались языческими властями повсеместно, а иногда происходили местные разрушения христиан и их общин. Несмотря на это, угроза преследования со стороны власти и возможность пострадать за веру существовала постоянно.

Приблизительно в начале второй четверти ІV века христианство стало все уверенней утверждаться даже в высших слоях общества. Император Константин І, начавший испытывать интерес к давно запрещаемой вере и позднее, в 330 году, отрекшийся от языческих жертвоприношений в новой столице, способствовал прекращению гонений на христиан и принятию веротерпимости на территории империи.

Кроме этого, именно во времена его правления был начат период Вселенских Соборов (325-787 гг.). Позже, уже во времена правления Феодосия І, Христианство было провозглашено государственной религией.

Современная Греция входила в состав Восточной Римской (Византийской) империи. После принятия Христианства на территории Эллады возводилось множество церквей и соборов, все больше христиан было вовлечено в их созидание.

Греческая правосланая церковь

Из-за того, что в светском, хоть и христианском, обществе часто была угроза формализации веры, внедрения в массы еретической идеологии и возникновения раскола, все сильнейшее распространение стало получать монашество. Так, первые монахи-аскеты Антоний Великий, Макарий Великий, Пахомий Великий жили в Египте. Но вскоре и по всей Византии стали появляться монашеские общежития.

Касательно греческого церковного устройства, во время гонений на христиан не сохранилось точной информации. Известно лишь, что город Коринф считался главным в римской провинции Ахайи. Епископ Дионисий был известным даже за пределами государства и имел больше уважения и чести, нежели другие епископы; впоследствии он стал митрополитом города Коринф.

После разделения Константином греческой империи на четыре части, Солунский епископ, пользуясь большой репутацией своего города, делал попытки подчинить других епископов. Однако иерархи Церкви выступили против его намерений. После этого епископ города Солунь (Салоники) обратился к Римскому папе. Получив поддержку, епископ в 415 году становится викарием Восточной Иллирии.

Приблизительно в 732 году Лев Исаврянин императорской властью подчинил эти земли Константинопольскому Патриархату и упразднил власть Солунского папства. Остальные митрополии той области также были включены в Константинопольскую юрисдикцию, а позже вся Элладская Церковь административно объединилась с Константинопольским Патриархатом.

Греческая правосланая церковь

В ХІІІ веке, во времена крестовых походов и латинского давления, Православная Церковь в Греции испытывала гонения. Некоторые митрополиты были заключены в тюрьмы, другие же скрывались. Правили на своих кафедрах только те, кто решили остаться под руководством папы. В 1261 году у католических захватчиков Константинополь был отвоеван, и православные епархии начали восстанавливаться.

Со времени завоевания православного государства османцами латиняне потеряли власть над греками, но давления со стороны снова начались – теперь уже со стороны османцев. Началась четырехсотлетняя эпоха турецкого ига для православных греков.

В ХVІІІ-ХІХ веках, когда греки почувствовали государственное бессилие Турции, они начали проводить множество мероприятий и восстаний с целью восстановить независимость и возродить утерянное христианское государство. Кончено, несколько раз турки жестоко мстили делавшим попытки восстания грекам, но последние не теряли надежду на свое освобождение от мучительного ига.

Греческая правосланая церковь

Важную роль в освобождении греков от турецкого давления сыграла Россия и некоторые европейские страны. Россия, укрепившись как политически, так и духовно, в коалиции с Францией и Англией выступила против турецкой резни своих братьев по вере. В итоге в 1829 году, по окончании войны между Россией и Турцией и после подписания последней мирного договора, Греция была признана Турцией независимым государством.

Православная Церковь сыграла одну из наиболее значимых ролей в борьбе греческого народа с завоевателями. Она духовно настраивала и побуждала православный народ к восстанию и защите государства и святынь. Именно Церковь во время порабощения способствовала образованию греков и развитию науки, а также она была хранительницей греческого языка и богослужебных и народных традиций.

С тех пор Элладская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Константинополя, и с тех пор значительная часть современной Греции находится в подчинении именно у Церкви Эллады. Однако некоторые церковные учреждения находятся в подчинении Константинопольского Патриархата и по сей день.

Органы управления

Греческая Православная Церковь состоит из 1 архиепископии и 81 епархии, содержит на службе 146 епископов. Поместной Церковью управляет Священный собор епископов, состоящий из всех епархиальных архиереев.

Собор епископов

Последние являются митрополитами и назначаются правительством Республики. Из числа этих священнослужителей выбирается глава Синода, а также представитель всей Греческой Православной Церкви. В течение пяти дней после его избрания Священным собором, президент Греции издает указ о его признании, после чего происходит интронизация последнего.

Повседневными вопросами общецерковного управления в Элладской Церкви совершаются постоянным Священным Синодом, состоящим из 1 архиепископа и 12 митрополитов.

Некоторые монастыри и святыни

В Православной Церкви Эллады насчитывается 200 монастырей. Однако на территории современной Греции находятся святые места, не подчиненные данной поместной Церкви.

Одним из самых известных святых мест Греции является Святая Гора Афон – крайняя восточная оконечность на полуострове Халкидики на севере Восточной Греции. Здесь расположены 20 православных мужских монастырей, некоторые из которых существуют уже более тысячи лет. Все население Афона составляют монахи и послушники. Временно здесь проживают лишь паломники.

Гора Афон

Именно на Афоне (в скитах монахов и монастырях) находятся православные иконы и чудотворные мощи известных святых. Однако посещать эту территорию позволено только мужчинам. По тысячелетним правилам, женщинам запрещено ступать на эту землю, чтобы не мешать строгим монахам и послушникам вести богоугодную жизнь.

Монастырь в Суроти

«Женским Афоном» называется монастырь в поселении Суроти, где монахини служат Богу по строгому уставу, похожему на афонский. Большую часть года эта обитель закрыта для посещений, однако круглый год сюда стремятся попасть многие православные христиане, чтобы увидеть могилу почитаемого по всему миру афонского старца, преподобного Паисия Святогорца. Ведь он и основал эту женскую обитель.

Греческий город Салоники также является духовным центром: здесь расположены две значимые для верующего святыни.

  • Базилика великомученика Димитрия Солунского, который издавна почитается на Руси как покровитель военнослужащих. По преданию, после казни тело святого воина бросили на съедение зверям, но те не прикоснулись к телу великомученика, которое позднее было погребено христианами.

Базилика великомученика Димитрия Солунского

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского

Базилика великомученика Димитрия Солунского-внутри

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского внутри

  • Второе важное место в Салониках – Митрополичий храм, где почивают мощи великого святителя и учителя Церкви – Григория Паламы.

Митрополичий храм в Солониках

В Православной Греции расположено множество других городов с древней церковной историей. Например, построенные на отвесной горе монастыри Метеоры; удивительный храм в г. Патры, хранящий голову святого апостола Андрея Первозванного и остатки того самого креста, на котором он был распят;  в городе Керкира — столице острова Корфу, в центральном соборе хранятся мощи знаменитого и удивительного святого – преподобного Спиридона Тримифунтского.

По сей день священнослужителями храма подмечено, что температура нетленных мощей святого имеет тоже значение, что и у живого человека – 36,6 градусов по Цельсию, у него растут волосы и ногти, а одежду святого меняют каждые полгода, будто покровитель города Керкира ходит как живой.

Правила поведения в греческих храмах

Православные греки в большинстве своем очень религиозны. Так вот, заходя в православный греческий храм, нужно заранее знать некоторые важные моменты. Во-первых, ваш внешний вид должен быть опрятным и красивым – это приветствуется в Церкви. Женщинам обязательно нужно надеть на голову платок, а на себе иметь одежду, покрывающую плечи и юбку ниже колен. Мужчинам советуется не носить в храме одежду без рукава и шорты.

Богослужение в греческом храме

Во-вторых, в храм нужно приходить заранее, чтобы при желании подать записки, помолиться возле икон и поставить свечи. Если нет возможности сделать вышеперечисленного до службы, тогда нужно сделать это после службы, но никак не во время нее, потому что в это время во всех православных храмах (не только греческих) крайне не рекомендуется ходить и разговаривать. Кроме этого, по раннему христианскому правилу, во время богослужения молящиеся мужчины располагаются в правой части храма, а женщины – в левой части лицом к алтарю.

В отличие от ситуации в церквях на Руси, в греческих храмах можно наблюдать, что верующие во время церковной службы сидят. Это связано отнюдь не с западным католическим влиянием, а с тем, что в Греции, где никогда не было больших церковных приходов (в отличие от храмов на Руси) прихожане имели возможность в некоторые моменты службы посидеть-отдохнуть, в чем нельзя обойтись без лавочек. Поэтому эта особенность церковного этикета, так сказать, традиция и укоренилась в греческом православном мире.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector