Top.Mail.Ru

Почему нельзя желать удачи православным

Священник

Согласно наставлениям Христа и служителей церкви, верующему полагается любить даже посторонних людей, желать им счастья, спасения, радеть за их судьбу. Казалось бы, при такой установке естественно и правильно напутствовать человека пожеланием удачи, но лишь если не задумываться над происхождением и скрытым посылом этого слова, над тем, почему нельзя желать удачи православным, а можно лишь просить за них у Бога.

Оглавление:

Происхождение слова удача

Этимологически слово удача происходит от старославянского глагола “дати” и означает то, что было дано, даровано судьбой, богами. Благополучного стечения обстоятельств, обильного урожая, мирной счастливой жизни язычники просили у многочисленных идолов, расположения которых добивались благодаря жертвоприношениям. В христианстве благоволение Бога нельзя получить в обмен на подарки, нельзя договориться, упросить Его словно могущественного несговорчивого соседа. Верующему остается лишь искренне верить, смиренно трудиться и надеяться на помощь Господа.

Клеопа

Согласно архимандриту Клеопе, румынскому старцу, Удача — это также имя Молоха, или Ваала, ханаанского божества, которому вплоть от долины Еннома и до Карфагена приносились кровавые жертвы. В обмен на процветание, плодородность земель, успех в делах семиты отдавали на заклание маленьких детей. Во время ночных мистерий, по разным сведениям, младенцы либо умерщвлялись ритуальным кинжалом, либо сжигались заживо под звуки труб и тамбуринов. Тело ребенка клали на руки массивного медного идола с бычьей головой и раскаленной печью вместо ног. Молох, бог удачи, нередко отождествляется христианскими писателями с Сатаной, дьяволом, а потому безобидное на первый взгляд пожелание может рассматриваться как неосознанная попытка направить верующего к дьяволу, совет заручиться его поддержкой.

Значение слова удача в православии

Нередко верующие, слыша простое напутствие “Удачи!”, чувствуют себя неловко и неудобно. С одной стороны, им не хочется исправлять собеседника, вероятно, искренне желающего благополучия и успешного завершения дела. С другой же стороны, верующих беспокоят негативные коннотации, связанные с этим словом: упование на судьбу или бесовские силы, а не на Господа, гордыня, атеистическое стремление к материальным благам. Напутствуя православного человека, лучше говорить короткое, но емкое “С Богом!”, или же “Бог в помощь!”, “Помоги тебе Бог!”, “Благослови тебя Господь!”, ведь дела человеческие устраиваются именно по божьей воле, а не по везению.

Бес Удача

Хотя далеко не все православные, включая священнослужителей, видят за пожеланием удачи языческий или даже сатанинский контекст, редко это слово встречается верующими благосклонно, употребляется без оговорок и легкой иронии. К примеру, Патриарх Кирилл усматривает за выражениями “удача”, “везение”, “неудачник” мировоззрение ни во что не верящих людей, для которых удача заключается в достижении материального благополучия, продвижении по карьерной лестнице, обретении власти, но никак не в спасении души. Верующий должен стремиться не к такой удаче атеистов, а к блаженству, нахождению духовного равновесия.

Негативное значение в православии удача имеет и из-за ее связи со счастливым случаем. Везет всегда словно бы задаром, незаслуженно и беспричинно, как будто успех “обломился на халяву”. Верующий должен предпочитать случайному везению смиренный, кропотливый труд, совершенствование данных богом талантов и веру в божий промысел. Как пишет протоиерей Александр Авдюгин, удача не поможет ни построить самолет, ни написать великий роман. Здесь требуются упорная работа и преодоление слабостей, а не упование на благоприятное стечение обстоятельств.

В некотором смысле, лучше уж тогда полагаться на собственные силы, чем на удачу или загадочную прихоть судьбы. При этом, правда, нельзя забывать о Боге и горделиво и самонадеянно думать, что все достигнутое человеком — лишь его заслуга.

Что отвечать, когда желают удачи

Зачастую в ответ на пожелание удачи верующие говорят: “Спаси, Господи!”. Таким образом, православный человек, с одной стороны, принимает искреннее напутствие, а с другой, показывает, что не ждет случайного, бесовского везения, надеется на помощь Бога в противостоянии этому искушению. Также можно ответить выражением “Бог в помощь!”, которое частично выражает противопоставление мировоззрению собеседника, будто показывая: авантюристская удача и незаслуженный успех не нужны, а вот благословение Господа никогда лишним не будет.

Если безобидное пожелание удачи вызывает сильную неприязнь из-за мыслей о Молохе и языческих жертвоприношениях в обмен на благоденствие, можно единожды возразить неуместным на первый взгляд выражением “К черту!”, имея в виду, что подобные пожелания обращают и ведут именно к черту. Удивленный собеседник спросит, чем вызван такой ответ, а затем будет внимательнее подбирать пожелания для православных верующих.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector