Top.Mail.Ru

Церковное песнопение — виды пения в русской православной церкви

Церковные песнопения

Православные и католики отличаются в церковном богослужении. Церковные песнопения полностью вокальные. Самый распространённый вид — псалмы.

Оглавление:

Что такое церковное пение?

Что такое пение? Это вокал, используемый для богослужения. Самым старым видом признают псалом. Это хвалебная песня, которую можно найти в Псалтири. Песнопение может исполнять как один человек, так и целый хор.

Церковные песнопения

Раньше были целые сражения хоров, концерты. Позже это переросло в трудное творчество. Сегодня его проходят в духовных семинариях.

История появления церковного песнопения

Первые 2 века с начала творчества полны импровизации. Поводом её послужила поэзия гимнов и псалмов.

Церковные песнопения

Раньше музыки не существовало, только пение. Сам Христос вместе с учениками завершил Тайную Вечерю песнопением. Разнося христианство, апостолы позаботились о песнопении. В их наставлениях принудительность и способы песнопения были прописаны.

Во время молитвенных собраний 1-ые христиане исполняли не только псалмы Давида, но и гимны.

Разновидности церковного песнопения

Можно выделить два вида песнопения:

  • Литургическое (Богослужебное). Его можно разделить на уставное и неуставное
  • Паралитургическое. Не богослужебное, внехрамовое.

Виды литургического (богослужебного) пения

Литургическое песнопение можно разделить на 2 типа:

  • Уставное. Такие песнопения устанавливает Типикон. С греческого «литургия» переводится как «служба», из-за этого песни прочих служб называют литургическими;
  • Внехрамовое. Их поют, когда проходит богослужение, но они не утверждены Типиконом. Их разделяют на 9 видов (акафисты, величания, каноны, на молебнах, духовные канты, заупокойные, венчальные, колядки, щедровки). Ещё к этому типа относятся стихи, исполняющиеся во время причащения верующих на Литургии;

Виды паралитургических песнопений

Паралитургическое песнопение разделяют на 7 видов:

  • Покаянные. Их обычно поют, когда проходит Великий пост. Такие мелодии медленны и грустны. Можно отнести, например, «Се Жених придёт в полуночи»;
  • Постные. Они похожи на покаянные, поются в пост. Их темп медленный, а мотив серьезный и грустный;
  • Венчальные. Они поются, когда проходит венчание. Мотив весёлый. К таким можно отнести, например, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе»;
  • Поминальные. Их поют во время поминания. Звучат они скорбно, трагично, темп неторопливый. К таким можно отнести, например, «Вечная память»;
  • Пасхальные. Их поют службы Пасхальной седмицы. Они звучат празднично. Как пример, «Воскресения день»;
  • Колядки. Название от слова колядовать. Их поют тогда, когда проходит Рождество, после Святок. Представляют собой короткие стишки, за которые дают награду в виде сладостей;
  • Щедровки. Похожи на колядки, поются под старый Новый год. За них тоже можно получить сладкое вознаграждение;

Церковные песнопения

Виды религиозного вокала

Религиозное пение разделяют на 6 основных типов:

  • Антифонный. Состоит из двух хоров, которые находятся по бокам иконостаса. Хоры поют по очереди, сначала правый целое песнопение, а затем левый другое. Бывает, что когда песнопение длинное, то его разделяют на несколько частей, а затем оно исполняется по очереди. Стихи исполняются также. Название «антифон» происходит от «противогласие», диалог 2 групп. На сегодняшний день такого почти не бывает, поёт только 1 хор, однако до 1917 г. в Москве и др. городах исполняли так;
  • Эпифонный. Присоединение к стиху псалма ещё одного стиха перед псалмовским. То есть эпифонный означает припевпредходящий;
  • Ипофонный. Аналогично эпифонному, только стих вставляется после;
  • Респонсорный (от лат. — responsum — ответ). Можно выделить разные способы исполнения. 1) Исполнители говорят пением 1 и того же текста на каждое прошение священнослужителя. 2) Человек прочитывает все стихи псалма, а певцы отвечают говорят первого сказанного стиха. Так, например, исполняют прокимны;
  • Канонарх. Он был принят в русских монастырях. Канонарх в некоторой степени похож на респонсорный. Можно его назвать «пением под суфлёра», так как функция канонарха похожа на функцию суфлёра. Он говорит текст, псалмодируя на одном тоне. Другие повторяют его текст, уже пропевая его;
  • Гимнистический. Поётся полностью без перерыва. Так исполняют, например, «Свете тихий».

Видео: Хор братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря Северны

Видео: Песнопения хора сестер св Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector