Покров день Пресвятой Богородицы.Великий церковный праздник
14 октября Покров Пресвятой Богородицы отмечают русские православные христиане. Основой для религиозного праздника послужили события многовековой давности. В житии Андрея Юродивого рассказывается о том, как в 910 году Богородица предстала перед верующими во Влахернском храме, что находится в Константинополе. Этот праздник именуется Покров день. Считается, что покров святой Богородицы распростерт и над территорией Руси.
Оглавление:
История праздника
Празднование дня, в который Божья Матерь благословила людей, имеет давние традиции. На Руси считалось, что можно предсказать будущее в день Покрова Пресвятой Богородицы.
События того дня известны довольно точно. Константинополь находился в опасности, когда варвары уже подступили к городу. Этот набег, скорее всего, завершился бы кровавым боем, потому мирные жители уже готовились попрощаться с жизнью. А дальше произошло невероятное. Глубокой ночью блаженный Андрей увидел чудесное видение. На небесах появилась Богородица, в окружении святых и ангелов. Она шла по воздуху, а затем сняла покрывало, которое носила на своей голове и распростерла его над всеми находящимися пред ней людьми. Это спасло город от разрушения и смерти. Поднялась страшная буря, и враги в панике отступили;
А вот кем были враги, желающие подчинить себе столицу Византии? По одной из версий, ими были сарацины. Но существуют и иные мнения. Некоторые ученые считают, что это были киевские правители Аскольд и Дир.
Андрей Карташов, авторитетный церковный историк, опирается на размышления патриарха Фотия, который последовательно доказывает, что на самом деле исторические события могли происходить в 866 году. Значит, вражеское войско состояло из руссов, а не из сарацин, поскольку сарацинские нашествия начались лишь спустя полвека.
В XII веке начали строительство церквей, посвященных Покрову Матери Божьей. Один из наиболее прекрасных и древних храмов — Покров на Нерли. Его воздвиг князь Андрей Боголюбский. Одна из версий гласит, что это именно он сделал празднование Покрова распространенной традицией.
Изображение Покрова Божией Матери
Святой праздник Покрова увековечен на воротах Рождественского собора, построенного в Суздале, Еще росписи, посвященные празднику можно наблюдать в Светогорском монастыре в Пскове. Изображения относятся к XIV веку.
Изображения икон бывают двух типов:
- суздальского и
- новгородского.
Первый вариант представляет Божью Матерь возле храма, где она расстелила свое убранство для головы (омофор) над всеми молящимися. Ранний образ, относящийся к «суздальскому» типу — это знаменитая икона Покровского Суздальского монастыря, написанная в XIV веке. Сейчас эту икону можно наблюдать в Третьяковской галерее, где она бережно сохранена.
На иконах новгородского письма полотно держит не Богородица, а ангельские создания, а сама она, А Мать стоит в глубине храма. Первый из документально зафиксированных образов этого типа относится к 1399 году и появился в стенах Зверина монастыря. Сейчас он находится в Новгородском музее.
В конце XV века две традиции иконографии слились в одну.
Традиции и обычаи на Святой Покров
На Руси Божью Матерь называли покровительницей земледелия. Из-за этого христианский праздник постепенно заменил древнеславянские торжества, приуроченные к завершению полевых работ и окончанию сбора урожая. 14 октября собирали последний хлеб.
Завершался период дождей и подготовка к зиме шла полным ходом. Женщины занимались рукоделием, изготавливали теплые изделия для холодов. Мужчины уже начинали утеплять жилища и запасаться дровами. Скот выпускали пастись в поле последний раз. Было принято кормить живность из последнего снопа текущей жатвы. Покров — заключительный день сбора грибов. Жители говорили: «Чини шубу до Покрова — иначе тепла не жди».
В этот день начинали топить печи и печь блины. Народная традиция печь блины связана с почитанием умерших предков. В осенний период при переходе в зимние избы нужно было почтить память усопших. Считалось, что духи обитают в углах жилища и если их попросить, могут сослужить хорошую службу, будут защищать семейный очаг. Поверье гласило, что если затопить печь яблоней в этот день, всю зиму в доме будет тепло.
За несколько дней до празднования хозяйки наводили порядок в избах, готовили кушанья из нового урожая, заготавливали мед и брагу. Солому из матрасов вытаскивали, предавали огню и набивали новой. Еще одна интересная традиция связана с маленькими детьми. Их окатывали водой на пороге избы, чтобы дети были здоровы всю зиму. Мультфильмов тогда не было, но детишки определенно были рады.
Покров Пресвятой Богородицы и приметы, связанные со свадьбой, были единым целым для будущих невест. С праздничного дня начиналась брачная пора. Девушки, желающие как можно скорее выйти замуж, шли в храм с самого утра, чтобы поставить свечку. Считалось, что первой выйдет замуж та, кто поставит первую свечу. Девушки просили Владычицу покрыть их нетленной пеленой. Ведь тогда ходить с непокрытой головой имели право только девушки, не состоящие в браке, для замужней женщины это был грех. И в наши дни невеста надевает фату во время венчания.
Девушки старались хорошо развлечься 14 октября. В эту дату нельзя было работать. Вместо этого они собирались в доме, надевали красивую одежду, танцевали и пели. Считалось, чем веселее девица проведет время, тем более красивый и денежный муж ей достанется.
Помимо этого, готовились специальные блюда. По всему селу собирали продукты: муку, молоко, пшено и масло. Приготовление ужина из них называлось «варить петухов». Чаще всего это были блины и пшеничная каша. На праздничное гуляние к ним заглядывали неженатые парни. Они приносили с собой орехи, конфеты и пряники. Во время праздника смотрели, кто за кем ухаживает. Самой удачливой считалась девушка, которая получила от парня подарок, не считая рукодельных принадлежностей.
Чтобы увидеть будущего возлюбленного, девушки совершали такой ритуал: ели пять вареников с солью, а затем мысленно просили суженного принести воды и ложились спать. Мужчина, который во сне появится с водой и есть жених.
В ночь праздника девушка, мечтающая о муже, перед тем как уснуть произносила «Покрой землю снегом, а меня — женихом». Если во сне ей виделся суженный, значит, дело идет к свадьбе, а если нет — стоит подождать еще.