Top.Mail.Ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы: все о празднике в православии

Введение во храм Пресвятой Богородицы: все о празднике в православии

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – один из двадцати главных христианских праздников, который одинаково почитается православными христианами и католиками.

Об истории, традициях, особенностях почитания праздника, расскажет статья.

Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневающегося

В некоторых источниках бытует мнение, что событие не происходило в действительности. Главные аргументы сводятся к следующему:

  • несоответствие события основополагающим устоям древнееврейского религиозного сообщества (вхождение в Святая Святых лицом женского пола);
  • отсутствие достаточных доказательств историчности факта.

В обоснование первого тезиса сторонники утверждают, что древнее еврейское священство неукоснительно следовало букве Закона. Вхождение женщины в самое сакральное место (Святая Святых) воспринималось бы как прямое нарушение.

Однако событие можно воспринимать в качестве исключения из правила, допущенного во исполнение Божественного промысла. Подобные действия содержатся как в Ветхозаветном писании, так и в Евангелии. Царь Давид с учениками вошел в Храм и ел священный хлеб, предназначенный исключительно для священства. Сам Иисус оправдывает своих учеников, срывающих колосья для утоления голода в субботний день. Все эти события также не соответствуют иудейским традициям, однако их историчность не подвергается сомнению.
Утверждение о том, что нет достаточных доказательств реальности события, несостоятельно. Историчность Введения Девы Марии в Святая Святых упоминается в трудах святых отцов II века. Существуют не опровергнутые Церковью апокрифические тексты, посвященные описанию события. В то же время предположения о том, что оно не происходило в действительности, строятся исключительно на догадках и домыслах.

Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневающегося

История праздника и богословское трактование

Праведные Иоаким и Анна, пребывая в супружестве, долгое время не могли стать родителями. Анна скорбела и постоянно пребывала в молитвах о даровании дитя. Она дала обет, что если сможет родить ребенка, то посвятит его служению Господу. Уже будучи в преклонном возрасте Иоаким и Анна зачали Деву Марию.
Когда Богородице исполнилось три года, родители поняли, что пришло время выполнить обещание, данное Богу. Облачив Богоотроковицу в праздничные одежды, они отправились в путь из Назарета в Иерусалим. Их сопровождали девы, поющие торжественные песни.

Через три дня пути Дева Мария с отцом и матерью достигли стен храма. К дверям вела лестница из пятнадцати крутых ступеней. Для маленького ребенка самостоятельно преодолеть такое препятствие было невозможно. Однако маленькая Мария легко взошла на ступени без помощи родителей, не оглядываясь на них.
Встречал Деву Марию священник Захария. Он заранее получил от Господа откровение о ее особом предназначении. После встречи, Захария сразу же проводил Марию в Святая Святых. Ранее заходить туда женщинам было строго запрещено. С момента Введения в Иерусалимский Храм Пресвятой Богородицы берет начало история христианского праздника.

Святитель Григорий Палама дает богословское толкование событию. Он называет Богородицу «…среди избранных… Святою из святых». Дева Мария сравнивается с Божиим Сокровищем, которое необходимо хранить в надежном месте. И только в определенное время она должна будет обогатить украсить мир, родив ему Спасителя.

Что говорится в Евангелии

В каноническом Евангелии нет упоминания об этом событии. Однако в христианском мире существуют иные источники – апокрифические тексты.
Основные из них:

  • Евангелие псевдо-Матфея. Делится на две части. Первая рассказывает о детстве Иисуса Христа. Вторая кратко описывает земную жизнь Пречистой Девы;
  • Протоевангелие от Иакова. Содержит подробное описание земной жизни Девы Марии. В том числе повествует о ее вхождении и пребывании в Святая Святых.

Апокрифы не входят в состав канонических писаний. Однако они принимаются Святой Церковью в качестве памятника христианской литературы.

Что говорится в Евангелии

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы православными и католиками

Введение Богородицы во Храм относится к двунадесятым праздникам. Одинаково почитается православной и католической церквями. В православном мире это событие вспоминают 4 декабря. В католическом – 21 ноября. Дата непереходящая, то есть каждый год остается неизменной (в отличие от праздника Воскресения Христова и некоторых других).

Почитание события длится пять дней.

Отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы приходится на 8 декабря и 25 ноября, соответственно.

Традиции, обычаи и богослужение

Праздничное богослужение начинается с вечера 3 декабря. Оно состоит из малой вечерни, всенощного бдения с литией. Продолжается на утрене часами и литургией. По гласу четвертому читается тропарь, кондак, величание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Традиционный язык богослужений – церковнославянский. Праздничный тропарь можно слушать здесь.

Священнослужители облачаются в голубые и/или белые одеяния. В центр Храма торжественно выносится икона праздника. На отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы изображение помещается на прежнее место.
По старинным обычаям в этот день, после праздничной службы, верующие отправлялись к друг другу в гости.

Устраивались ярмарки и народные гуляния. Подобная традиция до сих сохранилась в некоторых провинциальных русских городах и деревнях.

Введение Богородицы во Храм – любимый народный праздник. Его сюжет изображается на поздравительных открытках, картинках – иллюстрациях христианской литературы. В честь события именуются церкви и соборы (например, церковь в Вешняках).

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы православными и католиками

Что можно есть на праздник Введения Богородицы во храм

Празднование Введения Пресвятой Богородицы приходится на период рождественского поста. В 2021 году это событие выпадает на субботу. Постящимся разрешается послабление в виде рыбы.

Правила поведения для верующих

Христианам лучше всего посвятить этот день Господу: посетить вечерню и утреню, исповедоваться, причаститься. После богослужения уделить время родным, провести время в согласии. Нельзя ссориться и обижаться на близких. Напротив, лучше примириться и попросить у всех прощения.

На Введение во Храм Пресвятой Богородицы не стоит делать бытовую и хозяйственную работу. Лучше отложить их на более подходящее время.

Иконография

Центральная фигура иконы Праздника – Дева Мария, протягивающая руки к первосвященнику Захарии. Несмотря на малолетний возраст, она облачена в традиционную одежду замужних женщин.

За спиной Пресвятой Отроковицы стоят ее родители. Присутствуют и девы с зажженными свечами. Они отсылают к евангельской притче о десяти девах со светильниками, встречающих Жениха – Господа.

На иконе изображены пятнадцать ступеней. Их количество символизирует пятнадцать псалмов, которые, поднимаясь, по лестнице, должны были воспевать священнослужители.

Праздничная икона выполнена преимущественно в красных и золотых тонах. Эти цвета, согласно древней христианской традиции иконописи, являются символами великого торжества.

Молитвы и настояния от священников

Святитель Григорий Палама (XIII век) в своем слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы призывает верующих отложить хлопоты о земном, заботиться о наследии Царства Божия. Только через неустанную молитву и благодарение Матери Бога, слова православных христиан могут донестись до Нее. И тогда Пресвятая

Дева предстательствует перед Своим Пречистым Сыном за молящихся.

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003 годы жизни) в проповеди напутствует православных на прохождение Рождественского поста. Он связывает установление праздника и начало постного периода. Призывает христиан в это время не оставаться в стороне, а быть активными участниками Христовой Церкви.

Святой Иоанн Кронштадский (1829-1908 годы жизни) в поздравлении с праздником призывает верующих уподобиться Божией Матери. Для этого необходимо посещать богослужения, как можно чаще молиться и трудиться. Важно, так же, как и она, оказывать посильную помощь нуждающимся. И тогда Дева Мария будет ходатайствовать за христиан Господу Иисусу Христу.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector