Августин Блаженный — биография и философия
Сколь ни было спорно и противоречиво философское наследие Августина Блаженного – его вклад в развитие раннехристианской философии и философии истории неоспорим.
Он на несколько веков, до самого основания схоластической школы, определил интеллектуальные направления внутри христианского западного учения.
На руинах античной философии Августин Блаженный воздвиг новую, основанную на стройной, последовательной преемственности прежних философских традиций, не граничащей с изощренной эклектикой.
Время жизни философа пришлось на период до раскола христианской церкви на католическую и православную, а потому Августин Блаженный одинаково почитается обоими христианскими направлениями.
Оглавление:
Биография
Рассвет жизненного пути Аврелия Августина, полного удивительных имманентных преображений, выразившихся в движении творческого вектора философа от анализа к догматике, сложно назвать образцовым с точки зрения христианской морали.
Рождённый в 354 г в африканской провинции, он воспитывался и образовывался преимущественно матерью, умной и благочестивой христианкой. 17-летним юношей будущий философ вёл распутный образ жизни, что не мешало его успешному обучению риторике в Карфагене.
Значительный отрезок жизни Августин посветил роли аудитора и преподавателя риторики в среде сторонников популярного на то время религиозного учения — манихейства. После принятия в 386 г христианства видный философ и богослов отправляется из Милана в родной город Тагаст, на время прибывания в котором приходится пик его литературной деятельности в условиях аскезы монастырской жизни.
Оказавшись с 396 г. на посту Епископа гиппонского, он до самой смерти занимается идейным руководством борьбы церкви с ересью и донатистами и активной деятельностью на пользу укрепления и единения церкви.
Смерть Августина Блаженного пришлась на 430 г в разгар осады Гиппона под руководством вандала Гейзериха.
Основы философии
Спектр философских проблем, освещённых Августином Аврелием в его в трудах велик и многогранен, самые основательные и плодотворные труды были обращены к следующим вопросам:
- Вера и разум. Аврелий Августин одним из первых укажет на безусловное сопутствие и колоссальное взаимовлияние разума и веры. Согласно его точке зрения, цель прохождения человеком в град Божий может быть достигнута с избранием одного из двух путей: опора на твёрдый и чистый разум или вера, основанная на внешнем авторитете.
- Бог и его отношение к миру. Весь мир и человек в частности – плоды творения сверхприродного Бога. В отличие от традиционного толкования неоплатонизмом Бога как безличное существо, абсолют, Августин представлял его как личность, таким образом, была проведена грань между Богом и понятиями «судьба», «фортуна».
- Воля и предопределение. Труды философа, посвящённые данной теме, пожалуй, одни из самых неоднозначных, а оттого разнотолкуемых. На протяжении всей сознательной жизни философ множество раз менял свою позицию по данному вопросу с твёрдой уверенности в наличии у человека способности к волеизъявлению до убежденности в абсолюте божественного провидения.
О граде Божьем
В своей книге «О граде Божьем», написанной за три года до смерти, философ представляет мир в качестве механизма, содержащего в себе процессы и плоды взаимовлияния и противостояния града небесного и земного.
Население первого из них — праведники, полные миролюбия, действующие и мыслящие исключительно в рамках морали, согласной божественному установлению. Жители града земного блюдут лишь мораль земную, чему сопутствует увязание в пороках, жизнь «по плоти», бесчинство «с любовью к себе, доведённою до презрения к Богу».
Борьба морали по двум установлениям: человеческому и божественному ведётся на протяжении всей мировой истории.
Августин Блаженный об истинной религии
Наиболее показательный характерный портрет истинной религии, лёгший в основу одноимённого труда философа, можно сложить по мере знакомства с его весьма основательной критикой в адрес ‘неправильных’ религий: язычества, манихейства и донатистов.
В противовес несостоятельному язычеству, полному бессмысленных жертвоприношений, беззакония, ритуального и бытового аморализма и суеверий, беспорядков внутри пантеона богов, в общем, пошлой бессмыслицы — христианская вера воспитывает благочестивого человека, достойного жизни в божественном граде, носителя мудрого разума, лишенного суеверий и заблуждений относительно физической картины мира.
Высшая человеческая способность
Система ценностей настоящего христианина по Аврелию Августину может быть представлена в виде иерархической последовательности.
Ключевым звеном в связи вера-надежда-любовь является именно fides, то есть вера.
Несмотря на то, что философ часто в своих трудах использует термин в широком смысле, предполагая общий эмоциональный подъем, чувство человека, важность данной этической категории отмечается им прежде всего в религиозном контексте и, как следствие, высшей человеческой способностью Августин Блаженный считает именно веру в Бога.
На значимость данной проблемы для философа указывает объём трудов, посвящённых поиску природы происхождения религиозной веры человека: данная способность, по мнению Аврелия, является либо Божьим даром либо результатом эмоционального и интеллектуального познания человека.
Именно религиозная вера ведёт человека к познанию истины, достижение которой является его высшей целью.
О боге и человеке
Вопрос связи человека с богом в контексте философии Аврелия Августина упирается в фундаментальную религиозно-этическую дилемму о природе зла (божественная или человеческая) и сложность диалектики взаимоотношений добра и зла.
В учении философа человек представляется не просто рабом божьим, а является его образом, наделённым силой и волей к стремлению достижения Божественного совершенства.
Зло имеет исключительно земное человеческое происхождение и призвано отравлять божественную природу, которая априори добра. Аврелий Августин разделяет один из главных христианских догматов, согласно которому — вся человеческая жизнь есть борьба с страстями и именно путём приобщения к божественный разуму человеческий ум обретёт способность различать добро и зло, а непреложное избрание первого непременно приведёт человека в град божий.
О свободе воле
По мнению Августина Блаженного, человек как и любой плод созидания, сотворения из ничего — есть благо несовершенное, неабсолютное. Однако, в отличие от иных творений, человеку достались воля и разум, несовершенство которых также обусловлено их природой.
Ряд волевых потенций, необузданных несовершенным человеческим разумом, становится началом нравственного зла. Исходя из вышеописанного, в силах человека избежать отклонение воли. Но с грехопадением, актом волевого отступничества, возвращение ее к изначальному порядку стало практически неосуществимо.
Именно истинная свобода вводит человека в состояние любви и блюдения порядка мировых ценностей и открывает перед ним ворота в Божий град, лишая всякого рода зависимостей, начало которых восходит к греху и пороку
Проблема веры и разума
В своих первых работах Август Аврелий Блаженный указывал на то, что разум – это привилегия, дарованная очень немногим. Разум большинства людей естественным образом ограничен, потому им остаётся довольствоваться верой в непреложный авторитет мнения видной фигуры.
В своих поздних трудах, в перспективе основополагающих, философ ставил разум на службу вере. Наука при всех своих достоинствах не должна являться самоцелью, а должна служить в качестве инструмента для укрепления и распространения господствующей идеологии или религии.
Однако богослов подчёркивал и факт несостоятельности веры без познания, поскольку полноценному религиозному опыту непременно сопутствует разумное познание Бога. Роль и задачи учёного будущего сопряжены не столько с открытиями, сколько с изъяснением Писания, герменевтикой.