Top.Mail.Ru

Пётр и Феврония Муромские: история верности и смирения

Пётр и Феврония МуромскиеОткрытками в форме сердца и другими милыми презентами, которыми обмениваются влюблённые 14 февраля, сегодня никого не удивишь. С начала 90-х годов в России стали отмечать День святого Валентина. Об истоках праздника, уходящих в язычество, и о том, что Русская православная церковь никогда не отмечает это событие, люди, как правило, не задумываются.

Оглавление:

Между тем в России почитают чудотворцев Петра и Февронию, которых считают покровителями брачных уз. В день памяти святых отмечается праздник семьи, любви и верности. Основное отличие от католического торжества заключается в том, что православные святые стоят на страже не легкомысленной недолговечной влюблённости, а верных супружеских отношений, проверенных годами брака.

Кто же такие и чем знамениты Пётр и Феврония?

Краткое содержание повести монаха Еразма

О жизни святых стало известно благодаря произведению, написанному Ермолаем (в монашестве принявшим имя Еразм) в XVI веке.

Свадьба как условие исцеления

Краткое содержание повести Когда Петра, родного брата муромского князя Павла, одолела страшная болезнь, покрыв всё его тело язвами и струпьями, не нашлось ни одного врача, способного исцелить этот недуг. Пришлось Петру ехать под Рязань, где в одном из сёл жила простая девушка Феврония, обладавшая даром целительства. Та согласилась помочь, но выдвинула одно условие. Петр должен был жениться на ней.

Измученный болезнью, мужчина соглашается. Крестьянская дочь исцелила княжеского брата. Его кожа снова стала чистой и гладкой. Но где это видано, чтобы благородный человек взял в жёны простолюдинку? Пётр возвращается обратно в Муром, так и не сдержав своего обещания.

Не успел он подъехать к родному городу, как болезнь вновь поразила его. Возвратился Пётр к обманутой крестьянке просить помощи. Боялся, что целительница, затаив обиду, откажет ему в лечении. Но не услышал он ни слова упрёка, девушка лишь напомнила ему о прежнем уговоре.

В Муром Пётр вернулся уже с молодой женой. Со временем он полюбил Февронию и не мыслил своей жизни без неё.

Князь и княгиня Муромские

После смерти Павла во главе Мурома встал Пётр. Бояре, не желавшие мириться с тем, что княгиня не имеет знатного происхождения, старались очернить её в глазах мужа. Но никакие интриги и наветы не смогли испортить репутацию Февронии. Тогда бояре просто вынудили женщину покинуть Муром, разрешив ей забрать с собой всё, что захочет. Верная жена пожелала взять своего мужа. Пётр оставляет княжество и отправляется вслед за любимой.

Среди бояр началась борьба за власть. Ничем хорошим это не закончилось. Новый правитель так и не был избран. Устав от распрей и кровопролитий, бояре просили князя вернуться к своим обязанностям. Пётр принял их просьбу. В течение 25 лет правил он Муромом. За справедливость и доброту князь был любим и уважаем народом.

Вместе навечно

Всю жизнь супруги прожили в любви и согласии. Незадолго до смерти они оба приняли монашество

Князь и княгиня Муромские

и нареклись именами Давид и Ефросинья. Не представляя жизни друг без друга, муж и жена молили Бога, чтобы Он позволил им закончить свой земной путь в один день. Князь и княгиня хотели быть похоронены вместе. Единый гроб, разделённый внутри перегородкой на две половины, был подготовлен заранее.

Умерли супруги одновременно в 1228 году. Люди отказались положить монахов в один гроб. Князя Петра решено было захоронить в Муроме, а тело Февроньи предать земле под монастырём, находившимся за городом. На следующий день после отпевания, на удивление всем, супруги были обнаружены в общем гробу. Повторная попытка разлучить мужа и жену тоже потерпела неудачу. После этого они были захоронены вместе.

Именно в таком изложении легенда о князе Петре и простой крестьянке Февронии известна большинству людей. Но многих смущает начало этой красивой истории. Разве правильно было целительнице шантажом добиваться предложения руки и сердца вместо того, чтобы бескорыстно помочь больному человеку? Не лучше выглядит и сам Петр, обманувший простую девушку и уехавший, так и не сдержав своего обещания. Чтобы разобраться с этими вопросами, необходимо более внимательно изучить текст Еразма. Поскольку перевод повести на современный язык несколько искажает описываемые события, обратимся за помощью к священнослужителям для трактования жития Петра и Февронии Муромских.

История вечной любви или урок смирения и жертвенности

Повесть о князе Петре и его жене Февронии часто называют сказанием о любви. Однако сами супруги на протяжении всего повествования ни разу не произнесли это слово по отношению друг к другу. Не только о привязанности и взаимном нежном чувстве двух людей рассказывает читателям автор. В тексте скрыт более глубокий смысл. Не столько о любви повествует Еразм, сколько о смирении гордыни и уповании на Господа.

Прозорливая дева

Феврония была наделена не только даром целительства, но и прозорливостью. Девушке заранее

История вечной любви

дано было знать, что ей суждено стать женой князя. Неслучайно не нашлось врачей в Муроме, способных помочь Петру. Встреча двух людей должна была состояться. Знала дева и о том, что излечить больного сможет только будущая супруга, другим же «не требе» (не подобает) «врачевати его». А лечить предстояло не столько тело, сколько душу Петра.

Дальнейший сценарий развития отношений между будущим князем и дочерью бортника можно обозначить как усмирение гордыни Петра. После того как Феврония в первый раз исцелила больного, ей были предложены дорогие подарки. Но деньги и золото не привлекали девушку. Она продолжала смиренно ждать того дня, когда её суженый вернётся к ней. Петру же гордость не позволила снизойти до простолюдинки. Все его щедрые дары были попыткой откупиться и сохранить свою свободу.

Диалоги, которые происходят между Февронией и Петром, — это вопросы князя, пытающегося испытать мудрость деревенской целительницы, и спокойные изречения девы, поражающие своей разумностью.

Исцеление не тела, но духа

Когда Пётр был вынужден повторно обратиться за помощью, он стыдился своего обмана и боялся, что целительница откажет ему. Но прозорливой деве было заранее известно, что так всё и произойдёт. Знала она и то, что вылечить полностью тело Петра возможно лишь после того, как исцелится его душа.

Так и случилось. Именно через болезнь пришёл Пётр к смирению и кротости. Терпение и мудрость потребовались Февронии, чтобы исполнился Божественный замысел и две судьбы связались воедино.

Образец верности

Пётр и Феврония - муромские святые князьяСобытия, происходящие с героями повести, касаются не только их судеб, но и несут духовный урок для каждого человека. Примером может служить поступок благоверного Петра, когда он оставляет княжество и покидает Муром, следуя за своей женой, помня завет апостола Павла «ни мужъ безъ жены».

Но самый показательный урок верности преподносит преподобная Феврония, когда вместе с мужем плывёт на корабле из Мурома. В то время стал заглядываться на неё женатый попутчик. Преданная супруга князя не только отказывает ему, но и помогает избавиться от похотливых мыслей, предлагая испить воды, взятой по левому и правому бортам корабля. Не почувствовав разницы, мужчина просит разъяснить ему столь странную просьбу. Княгиня отвечает, что не только вода одинакова на вкус, но и «едино естество женско», негоже оставлять свою жену и помышлять о чужой. Услышав мудрые слова, мужчина устыдился и впредь не допускал греховных мыслей.

Именно верности и смирению, без которых невозможно семейное счастье, учит читателя повесть монаха Еразма.

Реальная история или художественный вымысел

Большинство историков полагает, что князь и княгиня, жившие в Муроме, — это реальные люди. Но мнения о том, биографии каких именно исторических личностей описаны в повести, расходятся.

Есть две версии на этот счет.

  1. Самой распространённой считается версия, что речь в тексте идёт о князе Давиде, исцелённом от проказы простой девушкой Ефросиньей, которую потом он взял в жёны. После того как супруги приняли монашество, их стали называть Петром (что означает «твёрдый») и Феврония («лучезарная»). Таким образом, в повести Еразма мирские и иноческие имена героев поменялись местами.
  2. Но есть исследователи, уверенные, что Феврония и Пётр — это всего лишь вымышленные персонажи, которые являются собирательными образами героев легенд, притч и сказаний.

Храмы в честь святых

Канонизированы церковью благоверные князья были в 1547 году.

В Свято-Троицком монастыре, расположенном в городе Муроме, стоит гроб, в котором лежат мощи Петра и Февронии. Все желающие могут заказать молебен или присутствовать при литургии, которая совершается в следующие часы:

  • в будние дни — 6.30 и в 16.30;
  • в воскресенье — в 7.00.

В Москве есть несколько соборов, построенных в честь святых покровителей семейных уз. В

Реальная история

храме Вознесения Господня (у Никитских ворот) находится икона, содержащая частицы мощей муромских чудотворцев.

В 2011 году распахнул свои двери для прихожан и храм в честь благоверных князей, расположенный при ТЦСО «Ясенево». Каждый день туда приходят люди, которые хотят встретить настоящую любовь, обрести семейное счастье, родить и воспитать достойных детей, жить со своим супругом долго и счастливо, деля с ним горести и радости. Именно об этом молятся перед иконой муромских чудотворцев.

В Марьино планируется строительство нового каменного храма в честь Петра и Февронии. Сейчас каждый человек может внести вклад в это благое дело, купив именной кирпич. Приобрести его можно и дистанционно, переведя деньги на расчётный счёт и отправив на электронный адрес религиозной организации (hram_pf@mail.ru) свои данные. После этого жертвователю почтой будет выслано свидетельство на кирпич, а его имя навсегда останется начертанным на стенах храма.

Канонические и неканонические изображения святых

Икона каноническая

На канонических иконах, используемых для совершения церковных обрядов и молитв, благоверные князь и княгиня изображены в полный рост и облачены в монашеское одеяние. На святыне обязательно присутствует образ Христа. Внимание верующих привлекают не внешние черты изображённых князей, а их внутренняя одухотворённость. Фоном часто является изображение монашеских обителей, в которых проживали Пётр и Феврония.

Икона, фото которой представлено слева, полностью соответствует иконографическим канонам.

Неканонические изображения характеризуются наличием второстепенных деталей, яркими оттенками, не несущими смысловой нагрузки, а также выраженными индивидуальными чертами внешности, эмоциональностью и плотской привлекательностью супругов. Такие картинки часто используют в художественных целях.

День семьи

С 2008 года 8 июля в России отмечается праздник, который называется День семьи, любви и верности. Его организатором стал фонд, возглавляемый Светланой Медведевой, женой Дмитрия Медведева, занимавшего в 2008 году пост главы государства. Символом торжества стал цветок ромашки.

Популяризация праздника привела к тому, что история верных супругов стала известна почти каждому россиянину:

  • в школе ученики знакомятся с рассказом о муромских князьях, готовят сообщения и доклады о жизни святых;
  • по всей России устанавливаются памятники благочестивым супругам, к которым молодожёны возлагают цветы в день свадьбы.

Почитание муромских чудотворцев сегодня — это не только возрождение красивой традиции. Это, прежде всего, возвращение к семейным ценностям. Именно поэтому так важно усвоить уроки, преподнесённые всем людям св. Петром и Февронией.

Петр и Феврония Муромские
Прославление семьиКнягиня Феврония МуромскяИстория жизни святых князейРусские православные святыеИстория вечной любви
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector