Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.
Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.
Оглавление:
Кто такие херувимы и серафимы
Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.
Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.
Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.
В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.
Отличия серафимы херувимы престолы
Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:
- они имеют по 6 крыльев;
- 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
- 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
- на двух оставшихся летают.
- Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.
В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:
- Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
- все кругом пронзают ярким огнем;
- освобождают сердца от грехов и воспламенять;
- образ их неугасим.
Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:
- Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
- У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
- Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
- Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
- Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
- Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.
После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.
Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:
- его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
- крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
- имеют 4 крыла и лик человеческий;
Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.
Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.
Имена серафимов и херувимов
Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.
Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.
Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.
А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.
Изображения на иконах и отображение в литературе
Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.
На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.
В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:
- Пушкин А. С. «Пророк»;
- Гумилев Н. С. «О тебе»;
- По Э. «Призрачный замок».
В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.
Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.