Иконопись: как создаются произведения искусства?
Среди рукотворных икон, которые вы можете увидеть в храмах, писанные вручную русские иконы на старинных скрижалях. Это иконы, выполненные мастерами различных иконописных школ России на подложках, датируемых прошлыми веками. Мастера также до сих пор используют фряжское письмо в иконописи – прием, отличающиеся внешней достоверностью в передаче материального мира. Иконы фряжского письма появились в России в 17 веке под влиянием западноевропейского искусства. Сегодня эта техника уже является устаревшей, но часто упоминается, являясь актуальным для пояснения влияния западной культуры на некоторые виды искусства в России.
Как создаются иконы?
Выше, уже вы были упомянуты о различных методах обработки, необходимых для создания священной иконы. Однако этот процесс довольно кропотливый и долгие, и для создания одной иконы требуется много шагов.
Сначала нужно найти подходящую доску.
Древесина должна быть мягкой, например липа или пихта, используемая в России, или бук. Стол необходимо очистить от всех сучков и очень хорошо отшлифовать. На гладкую панель накладывают льняную или хлопчатобумажную ткань, на которую наносят несколько слоев гипса, растворенного клеями животного происхождения. Перед выполнением каждого шага дождитесь полного высыхания предыдущего слоя.
Затем доску шлифуют наждачной бумагой, чтобы получить идеально гладкую и белую поверхность. Обычно мастер точно копирует икону с существующей. Каждый штрих карандаша продавливается шилом, чтобы рисунок сохранился даже после нанесения красок и позолоты. На детали, которые нужно позолотить, накладывают сусальное золото, а затем шлифуют его агатовым камнем.
После золочения наносится темпера, приготовленная натуральными пигментами, разведенными яичным желтком. Повторяющиеся цвета: красный, синий, зеленый, охра, белый и черный. Сначала распространяются темные цвета, затем светлые, в постепенном осветлении рисунка, что также напоминает символический переход от тьмы к свету.
В конце на икону наносят олифу, смесь кипяченого льняного масла и консервантов, которая сохраняет краску и усиливает прозрачность и глубину цвета.
Есть еще расписанные вручную яйца, которые создаются лучшими иконописцами в традиции миниатюры, древней техники росписи, зародившейся в России. Она характеризуется выразительностью лиц святых и очень детальной обстановкой, созданной с помощью увеличительного стекла и с использованием только кисти. Это настоящие, маленькие шедевры, потому что сама форма яйца делает работу особенно трудной, и лишь немногие грамотные живописцы и художники умудряются рисовать и трафаретировать иконы на такой поверхности.